Метод проектной деятельности «Бизнес-план»,
как способ формирования универсальных
учебных действий в условиях реализации ФГОС
Малых Валентина Александровна,
методист, учитель экономики
ГБОУ гимназия № 513
Невского района Санкт-Петербурга
Иными словами, универсальные учебные действия (далее-УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к окружающему миру.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовать свою учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
1.формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
2.формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
3.УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, соответствующих возрасту обучающихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки обучающихся, в том числе и к предпринимательской деятельности. В структуре Учебного плана каждого образовательного учреждения помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Бизнес и экономика.
Главная цель этого курса - сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности, развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.
Бизнес - план – это метод проектной деятельности учащихся. Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.
Многолетний опыт работы учителя по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную общую логику проекта:
1.Концепция бизнеса (резюме);
2.Описание целей фирмы;
3.Социологичкское исследование;
4.План маркетинга;
5.Реклама;
6.Предпринимательские риски;
7.Страхование;
8.Финансовый план фирмы;
9. Представление бизнес – плана.
Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:
1.Поиск, сбор и систематизация информации.
2.Обработка информации.
3.Представление информации.
Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);
Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.
Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.
Этапы разработки бизнес – плана:
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Черновик бизнес-плана | Уточнение и доработка | Представление |
Особое значение для формирования УУД в основной школе имеет специальный проект, который представляет собой самостоятельную работу в течение всего учебного года. В ходе такой работы ученик – автор проекта – самостоятельно и с помощью учителя получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Бизнес - план состоит из мини-проектов, которые содержат расчеты, результаты исследования, таблицы, схемы, рисунки и т.д. Многолетний опыт работы учителя по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:
1.Концепция бизнеса (резюме);
2.Описание целей фирмы;
3.Социологичкское исследование;
4.План маркетинга;
5.Реклама;
6.Предпринимательские риски;
7.Страхование;
8.Финансовый план фирмы;
9. Представление бизнес – плана.
При описании проекта учащиеся должны отразить: цели и задачи, этапы планирования и способы работы при выполнении мини-проектов. Задача учителя – помочь обучающемуся выполнить требования, предъявляемые к работе и направлена на формирование метапредметных умений обучающихся. Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса «Бизнес и экономика». Защита проекта происходит в апреле.
Задача учителей, сопровождающих создание мини – проектов оценить проект согласно ранее разработанным критериям, сформулировать вопросы на уточнение, отметить содержательные ошибки, оценить достоинства и недостатки проекта.
В основной школе в основе развития УУД лежит системно - деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающего признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Педагогический коллектив в ГБОУ гимназия № 513 достаточно давно работает над переходом от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями (по всем учебным предметам), непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в школе происходит также в рамках надпредметных программ элективных курсов, за счет часов, выделенных в учебном плане на внеурочную деятельность и предпрофильную подготовку, при выполнении проекта «Бизнес – план». Создание бизнес-плана
–это совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, педагогов, родителей, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Выбранный метод проектной деятельности « Бизнес – план его создание и защита, является инструментом формирования УУД, а именно:
Личностные | Самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания |
Регулятивные | Целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование |
Познавательные | Общеучебные, логические, знаковосимволические, постановка и решение проблемы |
Коммуникативные | Социальная компетентность и учет позиции других людей |
После защиты «Бизнес-плана» обучающиеся по индивидуальному запросу и личной мотивации имеют возможность продолжить исследовательскую деятельность по следующим направлениям:
-анализ отрасли и планирование;
-возможность внедрения проектов на региональном и рынках;
-экологичное, безотходное производство и т.д.
Кроме того, у обучающихся формируются ценностные ориентации, благодаря которым они осознают, что экономика должна служить обеспечению потребностей человека.
Список литературы
- Быстров А.Н. «Развитие бизнес-плана», СПб., 2011 г., 96 л.
- Васильев В.П. «Дело и сервис», М., 2005 г., 128 л.
- Капустин Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы», Асадема, М., 2012 г., 216 л.
- Липсиц И.В. «Введение в экономику и бизнес», Вита – Пресс, М.,2013 г., 208 л.
- Стратегии жизни в современных условиях – учебное пособие под ред. И.П. Михайлова, СПб Издательство «СОЮЗ» 2014г.
- В.Д. Симоненко «Основы предпринимательства», Вита – Пресс, М.,2015г.
- Ф. Котнер «Основы маркетинга», М., Прогресс, 1015г.
- В.А. Лихарева «Microsoft Power Point»; учебное пособие. УПМ, СПб –2013г.
- Н.В. Макарова «Информатика. Практикум по информационным технологиям 7-9 класс, базовый курс – Питер, СПб – 2018г.
- Архипов А.П. «Азбука страхования», методическое руководство по изучению элективного курса, Вита - Пресс, М., 2011г.
- Архипов А.П. «Страхование, элективный курс», Вита-Пресс, М., 2017г.
- Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа»: Учебник М., Финансы и статистика, 2010г.
- Черняк В.З. «Введение в предпринимательство». М., 2012г.